Уникальные безредукторные ветрогенераторы разрабатывает украинский конструктор - «Новости Электроники» » Электроника сегодня.
Уникальные безредукторные ветрогенераторы разрабатывает украинский конструктор - «Новости Электроники»
Николай Степанович Голубенко работал в КБ «Южное» главным конструктором бюро ракетных двигателей на твердом топливе. Он отмечен многими регалиями. Лауреат государственной премии СССР, награжден Орденом Дружбы народов, медалями «М. К. Янгель», «В.Ф. и А.Ф. Уткины» а также медалью «Ю. В. Кондратюк».

Уникальные безредукторные ветрогенераторы разрабатывает украинский конструктор - «Новости Электроники»
✔ Новости Электроники
✔ «ПокетМаркт» - старая, быстро развивающаяся интернет компания, которая полностью состоит из профессионалов своего дела. → 
Мы знаем о коммуникаторах практически все!→ 
Абсолютно все сотрудники нашего интернет-портала имеют большой опыт работы с мировой аналитикой. Главная задача нашей компании – обеспечить максимально возможный уровень сервиса и индивидуальный подход к каждому кто хочет получить новейшую информацию в сети.
→ 
Благодарные читатели – пожалуй лучшая награда за нашу работу!→ 

 

Уникальные безредукторные ветрогенераторы разрабатывает украинский конструктор - «Новости Электроники»

Николай Степанович Голубенко работал в КБ «Южное» главным конструктором бюро ракетных двигателей на твердом топливе. Он отмечен многими регалиями. Лауреат государственной премии СССР, награжден Орденом Дружбы народов, медалями «М. К. Янгель», «В.Ф. и А.Ф. Уткины» а также медалью «Ю. В. Кондратюк». Кандидат технических наук, академик инженерной академии Украины и академик международной инженерной академии, заслуженный изобретатель Украины, имеет около 200 авторских свидетельств на изобретения по ракетной технике.


Проектированием ветровых электрических установок или, как их называют в народе, «ветряки», Голубенко занялся еще в конце 80-х годов.


«Сначала это была классическая установка – ротор, редуктор и генератор, - поясняет Николай Степанович, - аналогичные активно использовали в Европе. Например, в Дании при населении около 5 млн. человек занимаются созданием ветроустановок аж 8 фирм. На сегодня суммарная мощность всех работающих в мире атомных электростанций составляет 400 тыс. МВт, а суммарная мощность ветряных станций уже 500 тыс. МВт».


Одним из основных элементов вертрогенератора является редуктор, необходимый для того, чтобы увеличивать обороты ротора. Вращается ветряк со скоростью всего лишь 15-30 оборотов в минуту, а после редуктора обороты увеличивается до 1500, в результате с такой же скоростью вращается и вал генератора, который вырабатывает электроэнергию. Это классическая схема, но она имеет существенные недостатки: редуктор – сложный и дорогой механизм (до 20% от стоимости всей ветроустановки), требует сезонной замены и очень быстро изнашивается.


Германская фирма «ЭНЕРКОН» первой создала безредукторную ветроустановку. Однако такая установка мощностью 7,8 МВт уже имела генератор диаметром, ни много ни мало, 12 метров, и весом 250 т. Словом, конструкция оказалась весьма громоздкой. Голубенко сразу понял, что такие ветряки бесперспективны, они не поддаются совершенствованию для увеличения мощности и т.д., поэтому данная конструкция – тупиковый путь. Хотя в Европе еще пытаются из этого что-то выжать – собирать генератор из двух частей и поднимать на высоту 160-180 метров, но необходимых для этого кранов еще нет.



Следует отметить, что среднегодовая скорость ветра в Европе такая же, как и у нас – 3,5 - 5 м/сек. На Азовском побережье она даже выше – 5,5 м/сек. Имеется в виду скорость на высоте 10 метров. Поэтому неподалеку от Мариуполя уже работает электростанция из 66 ветряков общей мощностью 200 МВт. Но все они иностранного производства, к тому же весьма дорогие – до 4,6 млн. долларов за штуку.


Николай Голубенко начинал с разработки «ветряков» мощностью 250 квт. Их изготовили на Павлоградском механическом заводе, а в 2002 году установили на Чукотке по инициативе ее губернатора Романа Абрамовича, ведь эти ветряки способны работать и при сорокаградусных морозах. С тех пор они окупили себя уже дважды.


Но, судя по всему, это не приносило большого удовлетворения украинскому конструктору. Его целью было избавиться от редуктора, а затем и от громоздкого генератора, и главное – увеличить мощность ветряков. И вот в 2000 году Николай Степанович запатентовал принципиально новую турбогенераторную схему. Он предложил неожиданную конструкцию – установить дополнительные генераторы с маленькими турбинами не где-нибудь, а непосредственно на лопастях ветряка и обойтись без редуктора. Это позволяет увеличить число оборотов в 12-15 раз и, соответственно, уменьшить их вес и стоимость генераторов. Так, при мощности ветряка 10 МВт общий вес 3-х генераторов составляет всего 48 т.




Ветряк такой конструкции был установлен в 2006 году на пути в Днепропетровский аэропорт. К сожалению, проработал он всего два года – подвел генератор, который разрабатывал московский институт. В генераторе возникала немыслимая вибрация. Пришлось ротор с генераторами демонтировать. Николай Голубенко решил и эту проблему – снизил вибрацию до минимума. Специалисты говорили, что это невозможно. Как пояснил Николай Степанович, просто в генераторе было не уравновешено магнитное поле, вот и все. Словом, для него это просто, хотя все считали кардинальное уменьшение вибрации невозможным. Тем не менее, проблема была снята. Но теперь, чтобы вновь запустить этот ветряк, нужны большие деньги, а их у частной фирмы не оказалось.


Самостоятельно Николай Степанович выполнил научно-исследовательскую работу, в которой показал принципиальную возможность создания турбогенераторной ветроустановки с немыслимой ранее мощностью – до 50 МВт. Нужно было поймать более сильный ветер, но эта задача оставалась в мире никем не решенной. Дело в том, что при увеличении высоты установки до 200 м годовая выработка электроэнергии возрастала в 1,5 раза. В Европе ветряки уже ставят на высоте 140 - 160 метров, и это практически предел для современных кранов. Выше пока никто забраться не может. А вот Николай Степанович понял, как это сделать.



Оказывается, можно установить турбину даже на высоте Эйфелевой башни (360 м), причем, не создавая невероятных кранов. И его идея, как и все гениальное, очень проста. Более того, ее мог бы предложить практически каждый. «Необходимо использовать принцип колеса обозрения, равномерно расположив в кабинах, которые находятся на высоте 30 метров, три полноценных большие турбины, - объясняет Николай Голубенко. - Таким образом, один генератор можно разместить на высоте даже 330 метров, а остальные два - чуть ниже, перекрывая лопастями огромную площадь и ловя большие потоки ветра».


Несколько компаний уже проявили заинтересованность в производстве таких ветряков на украинских заводах. Поэтому Николай Степанович уже создал в Днепре солидное конструкторское бюро, в котором работают около 30 специалистов.


Строительство электростанции из таких ветряков на Азовском или Черноморском побережье позволит подать в энергосеть Украины дешевую электроэнергию. А заключив договор с этой ветряной станцией, доступную энергию смогут получать предприятия или населенные пункты в любой части страны. Это может заставить и других производителей электроэнергии снижать тарифы.


Николай Степанович Голубенко в прошлом году отметил свое 80-летие, но он полон сил. К сожалению, три года назад ветеран лишился ног – сказалось работа в степи при низких температурах. Но это не помешало ему мыслить творчески и искать новые решения. «Живу, пока работаю», - говорит он.





Источник: dv-gazeta.info





{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle


Смотрите также
интересные публикации

       
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика