О необходимости ремонта электромобиля предупредит меняющий цвет краситель - «Транспорт»
✔ Человечество всегда изобретало что-нибудь, чтобы облегчить себе жизнь. Вначале это были каменные топоры и дубины, а с изобретением колеса появилась и первая техника. Сейчас, конечно, от колеса человеческая мысль ушла довольно далеко вперед, но велосипеды изобретаются довольно регулярно. А также самолеты, корабли, поезда… В этом разделе вы узнаете обо всем, что летает, ездит и плавает и не только. |
Хотя электромоторы намного долговечнее двигателей внутреннего сгорания, они также выходят из строя со временем. Как установили ученые из немецкого Галле-Виттенбергского университета имени Мартина Лютера, выявить приближение поломки можно с помощью специального красителя.
Один из основных компонентов электродвигателя — обмотка, плотно уложенная кольцами медная проволока, покрытая электроизоляционной смолой. Из-за нагрева, сопровождающего работу мотора, и других факторов изоляция становится хрупкой, трескается и разрушается. Это приводит к короткому замыканию между витками обмотки и, соответственно, к отказу агрегата.
Эта неисправность обычно становится неожиданностью, так как не существует стандартных простых способов определения степени деградации смолы. Решение этой проблемы предлагается в новой работе немецких ученых, проведенной при участии производителя изоляционных материалов Elantas.
Исследователи обнаружили, что электроизоляционные смолы всех четырех наиболее широко используемых типов при нагреве выделяют спирт. Его появление можно контролировать визуально при добавлении в материал красителя, реагирующего со спиртовыми соединениями, но не влияющего на свойства смолы.
Экспериментально проверив несколько вариантов, исследовательская группа остановила выбор на веществе, которое в ультрафиолетовом излучении в чистом виде светится красновато-желтым цветом, а при взаимодействии со спиртом становится зеленым. Причем интенсивность изменения окраски позволяет судить о количестве вступившего в реакцию продукта разложения смолы.
Применение изоляции, содержащей краситель, поможет легко выявлять ее критическое состояние. Помимо прочего, предполагается, что мониторинг будет выполняться в автоматическом режиме с помощью встроенных в электромотор компактных оптических датчиков. Когда они зафиксируют изменение цвета изоляционного материала, свидетельствующее о серьезной деградации смолы, водитель получит предупреждение о необходимости посещения сервиса.
Такая система убережет от поломок в пути, связанных с замыканием обмотки двигателя, и позволит заменять электромоторы только тогда, когда они действительно выработают свой ресурс.
Источник: pressemitteilungen.pr.uni-halle.de