Риск гибели от падения космического мусора становится для жителей Земли реальностью - «Космос» » Электроника сегодня.

Активное освоение частными компаниями космоса породило новую неожиданную проблему – риск гибели людей на поверхности Земли от падения мусора с орбиты. Причиной тому стало и увеличение числа различных объектов в ближнем космосе, и отсутствие контроля за их судьбой. В частности, пока не существует законов, которые обязывают безопасно утилизировать отработавшие спутники.

В журнале Nature Astronomy появилось исследование, посвященное риску причинения ущерба от комического мусора в течение следующих 10 лет. Его авторы использовали данные о спутниках, сведения об известных инцидентах и применили математическое моделирование их орбит. В итоге они пришли к выводу, что риск гибели человека от упавшего с неба мусора довольно велик – при текущей частоте запуска коммерческих спутников он превысит 10 % за десятилетие.

Упавшая часть спутника в Саудовской Аравии, 2001 г.

Авторы исследования предупреждают, что оценка компромиссная, она не учитывает развитие событий, когда владельцы спутников действительно начнут пытаться их утилизировать, что непременно повлечет ряд ошибок и происшествий. Еще одна сложность в том, что риск смертельного падения мусора втрое выше у экватора, на широтах Джакарты или Дакки, чем на севере, на широте Нью-Йорка или Москвы. То есть у развитых стран меньше повода беспокоиться, а отсутствие нужных технологий для обезвреживания космического мусора у развивающихся стран наверняка создаст трудности, если они попытаются этим заняться.

В свете последних новостей о том, что Россия покидает проект МКС, а Китай наращивает усилия по созданию собственной космической станции, о тесном международном сотрудничестве в космосе говорить уже не приходится. И это одна из главных проблем – при таком положении дел страны и корпорации не смогут выработать единых правил утилизации космического мусора, его количество будет множиться и риск погибнуть от «подарка» с орбиты для каждого человека на планете станет реальностью.

Источник — The Conversation