Многоразовые ракеты и гиперзвуковые самолеты на водороде Hypersonix сделают индустрию космоса дешёвой и экологичной - «Космос»
✔ Испокон веков космос привлекал людей. Именно поэтому человек дал название сотням звезд, разделив их на десятки созвездий. Именно поэтому Галилей придумал телескоп, именно поэтому Гагарин сказал «Поехали!». По той же причине поверхности Луны и Марса бороздят различные исследовательские аппараты, на границе Солнечной системы космические зонды изучают отдаленные планеты, а на орбите Земли находятся МКС и телескопы Кеплер и Хаббл. Все потому что космос привлекает людей, как и все непонятное и неизведанное. |
Австралийская компания Hypersonix Launch Systems планирует сделать отправку спутников в космос более дешевыми, простыми и безвредными для окружающей среды. Ее решение представляет собой пусковой комплекс с многоразовыми аппаратами, «сердцем» которой станет гиперзвуковой самолет Delta-Velos.
Система получила название Wirraway и предлагает два очень важных преимущества: во-первых, она относительно недорогая, что делает ее более доступной для небольших компаний, желающих вывести свои спутники на околоземную орбиту. Во-вторых, она экологична, поскольку используемое Hypersonix топливо представляет собой чистый водород, а это означает, ее аппараты не выбрасывают CO2 в атмосферу, их выхлопы – простая вода.
В теории эта трехступенчатая система будет работать следующим образом: Delta-Velos взлетает с помощью ракеты-носителя Boomerang, которая выполняет две задачи: разгоняет самолет до скорости 5 Махов и после отсоединения благополучно приземляется, как например возвращаемые ступени ракет SpaceX. Следующий этап начинается с запуска гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя Spartan, который разгонит Delta-Velos с 5 до 12 Махов. Эта скорость позволит ему взлететь достаточно высоко, чтобы перейти к заключительному этапу, т.е. запуску спутников, тем самым помещая их на низкую околоземную или гелиосинхронную орбиту.
Однако это все – теория. На практике же может пройти несколько лет, прежде чем мы увидим первый запуск системы Wirraway. Впрочем, это вполне закономерно, так как Hypersonix – небольшая, основанная в 2019 году компания, в которой на данный момент работает около 20 инженеров, связанных с авиацией и аэрокосмической промышленностью. Помимо запатентованной конструкции двигателя SPARTAN, Hypersonix также работает над новым материалом, который станет основным покрытием для Delta-Velos — Ceramic Matrix Composites (CMC), т.е. «композитом из керамических матриц».
Такая обшивка должна сделать аппараты Wirraway устойчивым к сверхвысоким температурам, превышающим 2000 градусов Цельсия, появляющимся на гиперзвуковых скоростях из-за трения о воздух. Для разработчиков, проектирующих многоразовую систему, это является одним из ключевых вопросов.
Австралийская компания надеется провести испытания полномасштабной системы в 2024 году. Но начнутся они в 2023 году с уменьшенного прототипа, который позволит проверить эффективность системы запуска, скорость, возможность повторного использования и дальность полета. Он будет оснащаться одним двигателем Spartan и иметь запас хода до 500 км.
Полноразмерный орбитальный аппарат Delta Velos будет иметь длину 12 м, размах крыльев 3,5 м, диаметр 1 м и приводится в движение несколькими двигателями Spartan.
Интересно, что Hypersonix не планирует ограничиваться доставкой спутников на орбиту. Хотя сначала компания сосредоточится на совершенствовании технологии с использованием беспилотных транспортных средств, она также намерена разработать гиперзвуковый пассажирский авиалайнер, который сможет доставлять пассажиров из Австралии в США всего за 2,5 часа.
Источник: hypersonix.com.au