Астрономы приблизились к разгадке тайны быстрых радиовсплесков - «Космос» » Электроника сегодня.

Астрономы приблизились к разгадке тайны быстрых радиовсплесков - «Космос»

Ученые из обсерватории Кека на горе Мауна-Кеа сумели вычислить местоположение галактики, откуда пришел самый свежий сигнал из загадочной категории быстрых радиовсплесков. Он был зафиксирован 23 мая 2019 года на радиотелескопе Deep Synoptic Array-10 в Калифорнии и получил индекс FRB 190523. Если расчеты верны, то сигнал исходит из старой, потенциально «обжитой» галактики, и может иметь искусственную природу.

Проблема быстрых радиовсплесков постоянно ставит перед учеными новые вызовы, из которых определение источника сигнала – базовый, но и один из самых сложных вопросов. Слишком мало длится импульс, порой миллисекунды, чтобы приборы могли собрать достаточно данных. С другой стороны, расчетные выбросы энергии в таких радиовсплесках колоссальны, сопоставимы с выработкой звезд, а потому астрономы не могут просто отмахнуться от них.

Открытие FRB 190523 привело к обнаружению галактики в 7,9 млрд. световых лет от нас, которая похожа на Млечный путь – она давно сформировалась и активность в ней невелика, по астрономическим меркам. К тому же некоторое время назад австралийские астрономы нашли другую похожую галактику, которую тоже идентифицировали, как потенциальный источник радиовсплесков. И это стало проблемой, потому что данные опровергают прежнюю теорию, основанную на изучении объекта FRB121102.

Источник FRB121102 – карликовая галактика с колоссальной активностью, внутри которой бурно протекают разные процессы. И нетрудно представить в такой среде столкновение нейтронных звезд, которое и порождает радиовсплески. Но галактика FRB 190523 прямая ей противоположность, что означает – источник радиовсплесков должен быть иным. Либо это могут быть два явления одной формы, но разной природы. Такие открытия стимулируют постройку новых огромных комплексов радиотелескопов и дальнейшее изучение Вселенной.

Источник — Caltech